“Последний богатырь”. Неожиданная кинорецензия.

Не припомню, когда в последний раз постил отзывы на фильмы, но вот посмотрел “Последний Богатырь” (самый кассовый фильм прошлого года в России) и решил поделиться. Я выдам свое личное мнение, а вас попрошу сделать две вещи:
– посчитать количество пунктов, которые вы заметили сами (из тех, что я описал)
– поделиться теми, что я пропустил, если вы , конечно, смотрели кино.

Правда, для тех, кто не смотрел, сейчас будут спойлеры, так что если я вас уже вдохновил взглянуть, вначале посмотрите, а потом возвращайтесь сюда. Я вас дождусь)

Итак, краткий сюжет.
Молодой успешный экстрасенс, финалист “Битвы экстрасенсов” (в фильме – “Битва магов”), и одновременно циничный аферист и мошенник Иван вдруг проваливается в волшебное Белогорье, и оказывается, что он сын Ильи Муромца (в своем мире он сирота), и его вот вот убьют, так как он остался последним богатырем в царстве, а остальные уже давно заколдованы злой Варварой. Тут появляются Василиса Премудрая, Баба Яга, Водяной, Кащей Бессмертный, Добрыня Никитич и разворачиваются очень активные действия.

Герои бьются, бегут, спасают друг друга, и снова бьются.
Зарождается любовная линия между Иваном и Василисой, и все идет к счастливому финалу, хотя и не без происшествий. Компьютерная графика неплоха, музыка неожиданно не сказочная, а на Ивана и Василису приятно посмотреть внешне. Впрочем, и Варвара с Добрыней не подкачали.

В общем, милый фильм…если не включать голову. Я ее зачем-то включил еще в самом начале фильма, и не смог выключить до финальной сцены. И вот что увидел.

По сути, нам представили новую русскую сказку, современное прочтение бесчисленных историй про Ивана дурака, Василису Премудрую и Кащея Бессмертного, которые я (и, возможно, вы тоже) слышали в детстве.
Присмотримся к героям.

– Иван в фильме туповат и постоянно и сильно косячит, хотя его интеллекта в нашем мире вполне хватает, чтобы организовать прохождение в финал Битвы Магов, и успешный парапсихологический бизнес.
– Еще он беспомощен в большинстве ситуаций, очень труслив, циничен и крайне эгоистичен. Делать хорошие дела он не против, но желательно так, чтобы он никак не пострадал в процессе.
– Шутит по идиотски, ухаживает за Василисой еще ужаснее, постоянно подставляет товарищей по приключению, бесполезен в бою, и большую часть фильма его хочется просто закрыть в темном каземате и потерять ключ.

– Василиса в боевых сценах моментами напоминает Лару Крофт в исполнении Алисии Викандер – красиво дерется, ничего не скажешь, но с премудростью беда бедовая. Милая наивная провинциальная девочка, которой можно легко заморочить голову – эээ, это точно Василиса?)

– Актерская игра юной пары в основном незаметна, но любители юных симпатичных лиц имеют много шансов полюбоваться ими в процессе фильма.

– Кащей получился более харизматичным и объемным, и пару раз даже удивил, хотя качество грима постоянно заставляло вспомнить старые советские сказки вроде Морозко.
– Из той же сказки и грим Бабы Яги, на роль которой взяли не реальную старушку, а загримировали молодую актрису. Баба Яга не безнадежна, как и Кащей, и смотреть за этой парой иногда даже интересно, но образ очень плоский и поверхностный.

– Главные злодеи фильма – Варвара и Добрыня Никитич (да, да, Добрыня плохой) играют больше лицом, чем сутью, хотя к концу Добрыня, которого играет отличный питерский театральный актер Евгений Дятлов, что-то начинает показывать, но тут фильм заканчивается.

– Иван, после долгой череды тупых и трусливых поступков вдруг совершает пару хороших, и мигом оказывается в любви и согласии с Василисой, уезжая с ней в закат. Баба Яга начинает крутить романы (это в 600 лет то), а Кащею и Добрыне … повезло несколько меньше, хотя как раз за ними смотреть было поинтереснее.

– Женские персонажи в фильме вторичны и откровенно слабы (кроме Варвары, и та в итоге оказывается безнадежно побитой), бал правят мужчины и все вопросы решают между собой мужчины, хотя в русских народных сказках именно женщины были источником мудрости (Василиса и баба Яга).

До пародии на русские сказки фильм не дотягивает (мало шуток, а смешных вообще почти нет), за реальный пересказ сказок этот фильм можно принять разве что в бреду, искрометного шоу, как в серии мультфильмов студии “Мельница” тоже не вышло (наверно, говорящих животных не хватило). Что же получилось?

Поверхностный и визуально симпатичный фильм в голливудском стиле по мотивам мотивов русских сказок, который отлично смотрится с выключенной головой. С точки зрения продаж проект удался, и, Дисней собирается снимать сиквел к нему – Голливуд принял приемного ребенка в семью.

Вот только в голливудских фильмах подобного рода обычно есть четкая и понятная мораль – например, “будь смелым и настойчивым, и удача улыбнется тебе”.

Мораль “Последнего Богатыря” – “ты можешь быть циничным аферистом и разводить людей на деньги, трусливым и эгоистичным придурком, не умеющим общаться с женщинами, но достаточно тебе совершить один подвиг (случайно, и под сильным чувством вины), а еще быть симпатичным и мило улыбаться, как ты получаешь всеобщее уважение и любовь главной красавицы и уезжаешь с ней в закат”.

Но было в фильме два момента, которые я оценил:
– совершенно шикарное представление того, как можно выигрывать Битву Экстрасенсов (Белый Маг Светозар/Иван очень сильно напоминает реальных магов всея Руси) и разводить людей на деньги, размахивая руками и рассказывая трагичным голосом про порчу и сглаз. С удовольствием вырежу этот фрагмент для демонстрации “продающей модели мага” :)
– самая последняя микро-сцена, неожиданно меняющая все восприятие фильма. На мой взгляд, удачный ход сценаристов, а заодно и затравка для второй части.

Одно меня искренне печалит – наше кино все дальше уходит в подражание американскому, причем, не самым лучшим и мастерским его фильмам, а скорее массовой попсе, заменяя суть и глубину сюжета и характеров героев, качественную актерскую игру и погружение в образ красивой анимацией и пошловатыми шутками.

Наверное, это прозвучало как стон олдтаймера, но что есть, то есть :)
Приятного просмотра! Главное – не забудьте выключить голову перед началом :))